Verification: 83a53adf9863d200
РУС БЕЛ ENG

Рекомендации родителям будущих первоклассников с ОПФР

Рекомендации родителям будущих первоклассников с ОПФР.

Рекомендации психолога для родителей детей с РАС.

  Ранний детский аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Одним из ведущих компонентов данного расстройства, является выраженное снижение мотивационной сферы. Для преодоления этой проблемы используют различные виды поощрения: 

— пищевое

 — предметное

 — любимый ребёнком вид деятельности 

— двигательная стимуляция 

— вербальное (выразительное, интонационно окрашенное) 

Поощрение может быть  прямое — непосредственно после выполнения изолированного действия и  отсроченное — в конце задания, урока, учебного дня. Для формирования системы поощрений применяют методику работы с жетонами. 

На первом этапе работаем с малым количеством жетонов (3-4) и максимально простыми заданиями. Ребёнок выполняет инструкцию « Дай кубик», получает жетон. Собрав, таким образом,  3-4 жетона, акцентируем внимание ребёнка на жетоны:  «Всё собрал, молодец!» и сразу даём поощрение. Поощрение обязательно должно быть мотивационно значимо для ребёнка, но в то же время,  не  превышать порог значимости, перекрывая возможность услышать и выполнить следующее задание. Постепенно можно переходить на отсроченное поощрение, которое  применяется в конце урока,  повышая тем самым мотивационную сферу ребёнка.

 Следующим критерием является нарушение временных представлений. Данный фактор часто приводит к формированию поведенческих нарушений. Ребёнок во время занятия, урока не распознаёт временной интервал. У  него не сформировано  восприятие того, что данный вид деятельности закончится через определённый промежуток времени. Привлечение к продуктивной деятельности не ограниченной визуальными подсказками вызывает протестные реакции и выраженные нарушения поведения. Для предотвращения данной проблемы, применяют следующие методы:

  1. Структурирование пространства.   

Занятия проводятся фиксировано на рабочем столе (исключаются другие виды деятельности на данном рабочем месте, такие как игра, приём пищи и так далее). В  том случае, когда осуществление данного приёма затруднено, можно использовать скатерть определённого цвета, сигнализирующую о конкретном виде деятельности (например, перед выполнением домашнего задания накрываем стол скатертью зелёного цвета).

   Для определения границ учебной деятельности также можно использовать коробочки двух цветов. Размещаем коробочки на противоположных сторонах стола. В одну из коробочек (слева) складываем все карточки с заданиями, которые ребёнок должен выполнить в течении урока. По мере выполнения, перекладываем готовые задания во вторую коробочку (справа). Как только все материалы окажутся в коробочке справа, это будет являться сигналом к окончанию урока.

  1. Визуальное расписание.

 Здесь учитывается  последовательность действий в рамках урока ( фотографии /пиктограммы). 

 Необходимым компонентом успешного обучения  у детей с РАС является коммуникативный аспект. В структуре данного расстройства часто присутствует нарушение или отсутствие речи. Важно, чтобы ребёнок имел возможность сообщить о своих потребностях и быть услышанным. Применение систем альтернативной коммуникации не только облегчает процесс обучения, но и предотвращает формирование поведенческих нарушений. 

В клинической картине расстройств  аутистического  спектра значимое место занимает нарушение распознавания обращённой речи. Общаясь с ребёнком, предъявляя инструкцию для выполнения задания, необходимо стараться максимально точно и коротко формулировать фразу. При необходимости, сопровождать жестовым подкреплением либо карточкой с соответствующим изображением. Закрепление знаний должно проводиться во время прогулок, поездок, в бытовых ситуациях с целью максимальной актуализации изученного материала и опыта социального взаимодействия. 

Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. В структурированной и относительно неизменной среде ребёнок чувствует себя в безопасности, что в свою очередь позволяет максимально раскрыть потенциал ребёнка в процессе обучения и социализации. 

 

Рекомендации психолога для родителей детей с ДЦП.

  Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных участков систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. Хорошо построенная и тщательно разработанная индивидуальная программа обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. 

Приведём  несколько рекомендаций для  организации учебного процесса в школе и дома.

Условия продуктивной работы с ребёнком в классно-урочной и домашней форме обучения:

— структура занятий должна быть разработана с учётом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта;

— упражнения чередуются по степени сложности;

 — учебный материал должен параллельно формировать качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать социальное взаимодействие и двигательные акты, формировать личностную ориентацию;

 — в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния ребенка;

 — будьте терпеливы и наблюдательны, дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе;

 — разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

 — двигайтесь от простого к сложному,  от одного навыка к другому; 

— будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса;

— чаще хвалите и поощряйте ребенка.

Организация выполнения домашних заданий.

— особенно важно твердо установить время начала занятий;  

— найти максимально правильное положение тела ребёнка, при необходимости использовать дополнительные средства, такие как : утяжелители, подставки для максимальной компенсации двигательных нарушений; 

— необходимо выбрать постоянное место для занятий, где все нужные предметы находятся под рукой;

 — устраивать перерывы и физкультминутки  в  работе; 

— выбор последовательности выполнения заданий возможен в двух вариантах, в зависимости от особенностей ребёнка:

 1) От простого к сложному – данный подход способствует повышению мотивации к выполнению заданий. 

2) От сложного задания к простому – такая тактика больше подходит ребёнку с высоким уровнем истощаемости.

  Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью. Дети данной категории характеризуются повышенной утомляемостью, впечатлительностью. Они чутко реагируют на любые изменения внешней среды: обстановки, погоды, а особенно — настроения и отношения близких людей. Поэтому, именно семья, родители — вот основной источник, из которого могут черпать силы и энергию для успешного развития и учёбы дети с  ДЦП. 

Рекомендации психолога   для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью.

   Интеллектуальная недостаточность – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущим симптомом является так же диффузное (количественное) либо локальное (отдельное) поражение коры головного мозга. Данные факторы приводят к нарушению в развитии психических функций, процессов восприятия, памяти, мышления, речи, внимания, а так же своеобразию формирования эмоциональной сферы ребёнка. 

   В организации учебного процесса и формировании познавательной деятельности у таких детей следует учитывать особенности обучающихся и придерживаться  некоторых  рекомендаций:

  — трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребѐнка; 

— необходимо постоянно поддерживать у ребёнка уверенность в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха при определѐнных усилиях; 

— не нужно требовать немедленного включения в работу; 

 — на каждом занятии обязательно вводить организационный момент, так как дети с трудом переключаются с предыдущей деятельности; 

— темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов;

— не нужно ставить ребѐнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания;

 — необходимо разделять учебный материал на отдельные части и давать их постепенно;

 — не требовать от ребѐнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время;

 — необходимо давать максимально прямую инструкцию к выполнению задания ;

 -стараться облегчить учебную деятельность использованием   зрительных опор  (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком,  т.к.  объѐм  восприятия  снижен; 

— активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).; дети должны слушать, смотреть, проговаривать ;

 — включать  динамические паузы с интервалом в 10 минут;

 — для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, использовать интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.);

 — необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.);

 — использовать на занятиях игру и игровую ситуацию; 

— создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности;

— подбирать дидактический материал, отвечающий возможностям ребёнка; 

— закрепление знаний должно проводиться во время прогулок, поездок, в бытовых ситуациях с целью максимальной актуализации изученного материала;

 — отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности;

 — необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку;

 — не допускайте ссор в присутствии ребѐнка;

— установите твѐрдый распорядок дня для ребѐнка и всех членов семьи;

—  снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребѐнком задания  (телевизор, музыка, разговоры);

— избегайте по возможности больших скоплений людей; помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.