Verification: 83a53adf9863d200
РУС БЕЛ ENG

Компьютерная зависимость у детей и подростков

Конец XX-го и первое десятилетие XXI-го столетия ознаменовались интенсивным развитием компьютерной техники и мобильной связи. И сегодняшняя жизнь немыслима без них: ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают детям расширять объем информации, активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор.

Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости». Это подтверждает и мировая статистика. По заявлениям Всемирной организации здравоохранения, более 10% населения обнаруживает симптомы явной зависимости, и эта цифра продолжает расти!

Для Беларуси эта проблема также актуальна. 

Что представляет собой компьютерная зависимость,  каковы причины и факторы ее возникновения?

 По определению «Большого толкового словаря русского языка», зависимость – это «нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т.п. чужой волей, влиянием».

Понятие «компьютерная зависимость»  появилось в 90-х годах XX  века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.

Компьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:

  • навязчивое влечение к компьютерным играм  (как к ролевым, так и к не ролевым); 
  • патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей;
  • навязчивый web-серфинг - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремится, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка» - болезненное психическое и физическое переживание, облегчить которое может только объект зависимости – компьютер. Человек становится, таким образом, «рабом» компьютера - «компьютероманом».

В чем же причина такого патологического стремления уйти от реальности, и каковы факторы, способствующие этому?

Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.

«Компьютерной зависимости» способствуют следующие факторы:

  • врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
  • недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю (дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
  • конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;
  • проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущение неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
  • хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.

Особенностью компьютерной зависимости является иллюзорное ощущение полной  свободы. В этот момент человек чувствует, что он может быть кем угодно и делать что хочет в виртуальной реальности, не опасаясь  привычного наказания за «плохое» поведение.  Такая возможность часто растормаживает и высвобождает многие подавленные импульсы, скрытые комплексы, например, такие, как агрессия и сексуальность.  Особенно это опасно для детей и подростков.

Формирование компьютерной зависимости у человека проходит несколько этапов.

  • На начальном этапе - формирование зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне. Человек испытывает эйфорию за компьютером, чувство радости, удовлетворения, предвкушения следующего сеанса.
  • Следующий этап характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.
  • На третьем этапе желание общения с компьютером становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. У пользователя компьютером наблюдаются ощущения пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежение семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна, изменением режима сна и т.п.
  • Четвертый этапполная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения.

 Как же освободиться от компьютерной зависимости?

Практически от любой формы зависимости, а тем более компьютерной, избавиться сложно… На сегодняшний день не существует одного определенного  гарантированного способа. Освобождение от компьютеромании – это проблема не столько в компьютере, сколько в самом человеке, попадающем в это рабство, в его желании излечиться.

Но освободиться от компьютеромании тяжело в одиночку, практически невозможно. Нужна поддержка друзей, родных, близких. В городе Минске  такую помощь оказывают:

 

Консультант телефона доверия для детей и подростков.                      (Тел. 315-00-00)

 

Психологи и психотерапевты УЗ «Городского клинического детского психоневрологического диспансера» г. Минск, ул. Кунцевщина, 2.                                                                       (Тел. 315-08-29 (39))

 

Но самое главное и важное – уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Для этого необходимо:

  • Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
  • Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой ит.п.,  которые будут приносить ему радость.
  • Приобщать детей с раннего возраста к выполнению домашних обязанностей.
  • Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).
  • Установить четкие правила пользования компьютером и помнить, что:

 

  • Ребёнку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7- 10 минут в день.
  • Для детей 7 – 12 лет «компьютерная норма»30 минут в день.
  • Дети 12 – 14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
  • Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
  • Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.

 

Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой»,

но страшной болезни, как компьютерная зависимость.

Автор:                                                                    Симоненко А.В. -  психолог ГКДПНД

Редактор:                                                               Арский Ю.М.

Компьютерная верстка и оформление:                                 Згирская И.А.

Ответственный за выпуск:                                     Тарашкевич И.И.

Комитет по здравоохранению Мингорисполкома

УЗ «Городской клинический детский психоневрологический диспансер»

Городской Центр здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск - 2011